Шивалинга - символ Бога
Является Шивалинга фаллическим символом, или нет — вопрос открытый. Фаллический культ существовал во многих древних цивилизациях. Многочисленные Линги и Йони были обнаружены при раскопках в Мохенджодаро и Балучистане.
Арии могли позаимствовать фаллический культ у туземных племён. Вполне возможно, что Индуизм вобрал в себя фаллические культы первобытных культур и, далее, поклонение им возвысилось до уровня Отцовско-Материнского принципа Создания.
В древности существование понималось как результат объединения мужского и женского принципов. Фаллос, символ производящей энергии, рассматривался причиной творения, живого и неживого. Поэтому когда образ Шивы эволюционировал до видения его причиной всех причин, линга стал его символом.
Риг Веда упоминает о людях, богом которых был фаллос (Шишна-Девата). Шветашватара Упанишад говорит о боге Ишане как об осуществляющем контроль над каждым Йони (женский половой орган), подразумевая Бога, контролирующего каждый акт творения.
Также существует версия, что Линга не является фаллическим символом. Шива не имеет формы — он «всеобъемлющий». Так как он включает в себя все возможные формы, ничто в мире не может полностью его охватить. Всякая форма, которой поклонялись как Шиве, имеет, следовательно, его клеймо или знак, который должен представлять идеи «бесформенности» и «всеформенности», которые и вобрал в себя Шива-линга, выглядящий подобно фаллосу. Он имеет тысячи голов, тысячи глаз, тысячи рук и ног. Вершина Шивалинга в форме сферы включает в себя тысячи голов. По сторонам цилиндрического тела расположены его лики, глаза и руки. Круглое основание олицетворяет его ступни. Таким образом, Шивалинга является воплощением всеобъемлющего Пуруши.
По одной из версий Шивалига является пережитком Ведического йупастамбха (yupastambha) — столб, к которому привязывали жертвенных животных.
Шивалинга могут быть переносными (чала) и стационарными (ачала). Переносные линга хранятся в раке дома и используются для поклонения, или изготавливаются для временного пользования из песка, риса, приготовленной пищи, речного ила, коровьего навоза, масла, зёрен рудракша, пепла, сандаловой пасты, травы дарбха, цветочной гирлянды или патоки для поклонения и раздачи после богослужения, а также носятся на теле в форме ишталинга (как это делают Вирашайва).
Стационарные линга устанавливаются в храмах. Обычно они высечены из камня и состоят из трех частей. Нижняя часть в виде квадрата зовется Брахмабхага и представляет Брахму-творца. Средняя часть, восьмиугольная, зовется Вишнубхага и представляет Вишну-вседержителя. Две эти части являются основанием. Рудрабхага — выступающая часть, на которой совершались культовые церемонии. Поэтому она также зовётся Пуджабхага.
На Пуджабхага наносятся линии, которые называются брахмасутра. Они являются необходимым атрибутом Пуджабхага.
Шива предписывал почитать бхасма, или священный пепел. Следовательно, нанесение священного пепла на лоб и другие части тела (в форме трипундра) является обязательным ритуалом для Шиваитов. Пепел обычно берётся из священного пламени — грхиагни. Он наносится в виде трёх горизонтальных линий. Три линии указывают на три аспекта Шивы, три звука АУМ, три Веды, три мира, три гуны, три огня и три ежедневные жертвы. Носящий трипундру верит в очищение через неё.
Культ Шивы и поклонение его эмблеме - линга - так же древний, как сам Индуизм. Буквально «Шива» обозначает благоприятствование, а «линга» - знак или символ. Следовательно Шивалинга - символ Бога, Абсолюта, который всеблаг. Шива также означает Единое, в котором сущее отдыхает после разрушения. Линга олицетворяет ту же самую реальность - место, в котором объекты растворены после распада Вселенной, после чего, согласно Индуизму, тот же самый Бог создает, поддерживает и отправляет Вселенную в небытие. Таким образом, Шивалинга представляет самого Бога.
Почитание Шивы в образе Лингама также естественно как дыхание. Ребенок, сам не ведая того, лепит его из песка и поливает водой из ладошек, совершая тем первую в своей жизни пуджу Господу Шиве, переживая первый, хотя еще и неосознанный, религиозный опыт иерофании. Символизм же его формы выходит за обозримые пределы как самого шиваизма, так и всего индуизма в целом. Взять хотя бы такие концептуальные денотаты Шивалингама как гора Кайлас в Тибете, египетские или мексиканские пирамиды, мегалиты о-ва Пасхи и Британии (загадочным образом «разбросанные» по нашей планете, согласно строгой математической системе), менгиры («мужские камни») Западной Европы, Северной Африки, Ассама (Индии), Кавказа, Дальнего Востока, Урала или Кольского п-ова, где совсем недавно в Хибинах были обнаружены 2-х метровые лингамы, установленные рядом с подковообразными (в форме йони!) возвышениями. Не следы ли это затерянной Гипербореи (страны бога Северного (!) ветра), путь в которую указывает Кандалакша («знак стрелы», возможный перевод с санскрита)?! А также конические камни и колонны шумеро-семитской традиции. Сюда можно отнести и буддистские ступы, и дельфийский (греческий) Омфал («пуп земли») и мусульманский черный камень Кааба (своего рода кубический Омфалос арабского мира). Символизм лингама проглядывает и в образе египетского бога плодородия Мина и греческого Гермеса, славянского Перуна-Громовержца (дарователя мужского начала, украшенного рубинами), и его литовском архетипе – Перкунасе, кельтском коронационном камне Лиа Файл (иначе известном как Камень Судьбы) и многочисленных тотемных идолах Океании. Даже остроконечники католических соборов, возвышающиеся купола мусульманских мечетей, православных храмов и церквей, пасхальные куличи и Аруначала – Лингам Господа Шивы, символизирующий элемент огня, Тируваннамалаи (Индия) крашеные (от «красные») яйца несут в себе философию символизма Лингама Шивы или фаллическую семантику. Ну, скажите, разве не выглядит чрезвычайно «по-домашнему» (чем-то привычно родным) ветхозаветная Шиваабхишека, исполненная Иаковом, который еще за три столетия до получения евреями Торы и почти за 2 тысячи лет до Рождества Христова «…поставил камень памятником и возлил елей на верх его, и нарек домом Божиим» (Бытие 28: 16-22)?! А библейская история явления Господа в образе горящего тернового куста на горе Синая, не стоит ли в одном семантическом ряду с пураническим мифом Огненного Шивалингама, чья манифестация навеки застыла в Южно-Индийской Аруначале?! Не доказательство ли это, сколь известна и самобытна была в те далекие времена, когда век обскурантизма и господства различного рода догм еще не наступил, живая традиция поклонения Лингаму Господа.
Как видим, почитание неиконического образа Бога (Шивалингама), лишь под разными именами, было распространено повсеместно во все времена и среди всех народов, и остается таковым и по сей день. Да и что, в конце концов, не есть на земле символ (лингам) Бога?! Сам человек, – не что иное, как Его божественная линга, в которой в полной мере отражены Мать и Отец сего мира. Сказано: «Признак всех существ (праджа) – не лотос (знак Брахмы), не чакра (знак Вишну), не ваджра (знак Индры), но Лингам (знак Шивы) и Йони. Поэтому, все существа принадлежат Махешваре… Знайте, Ишана есть Лингам, Ума есть Йони» (Махабхарата).
Типы Шивалинг
Лингамы в соответствии с эпохами (Югами)
С Сатья (Критья) югой соотносится линга из драгоценного камня,
с Трета — из золота,
с Двапара — из ртути,
с Кали югой — из земли.
Баналинги
Это разновидность Шивалинги. Особого вида галька из русла реки Нармада называются Баналинги. Банасур создал эти лингамы для ритуального поклонения, а затем оставил их на горе, расположенной на берегах реки Нармада. Йаджнявалкьясамхита утверждает, что наряду с водными потоками эти лингамы достигли Нармады. Подобно Нармадалингамам баналингамы также были найдены в реках Ганг и Ямуна. "Поскольку баналинги изготавливаются из непористого камня подобного мрамору, только намного прочнее, они тяжелые и не разрушаются легко.
Шивалинга с 5 лицами
Шивалинги с 5 лицами также найдены в некоторых местах.
Названия 5 лиц – Садьоджат, Вамадев, Агхор, Татпуруша и Ишан. 4 лица Господа Брахмы представляют следующие знания: 1. созидания, 2. сохранения, 3. растворения и 4. духовных переживаний. 4 лица Шивы представляют собой четыре стороны. Пятое лицо, которое устремлено в небо, является универсальным лицом, символизирующим чистоту и духовный прогресс.
3 ликая форма.
Если перед Шивалингой или Нанди есть трехликая форма, то это изображение Шанкара, если нет, то это Датта.
Лингамы пяти космических элементов.
Южная Индия имеет следующие пять лингамов из пяти космических элементов: притхиви (абсолютная земля) – Шиваканчхи (Shivakanchi), апа (абсолютная вода) – Джамбунатх (Jambunath), Тедж (Tej) (абсолютный огонь) – Аруначхалам (Arunachalam), Ваю (абсолютный воздух) – Калхастри (Kalhasti) и Акаша (абсолютный эфир) - Чидамбарам.
АШТАКОНА -8 ликая форма.
По поводу элементов.
Лингамы соответствуют пяти элементам - Акаща, воздух, вода, огонь, земля. Шива проявлен во всех элементах, поэтому ему поклоняются через все пять элементов. Существует пять храмов Шивы, посвященных пяти таттвам. В храме, посвященном элементу воды под Шива Лингамом протекает ручей, и там всегда вода. Этот храм называется Джамбукешварар Акиландешвари, и находится в Тричи. Легенда говорит, что Парвати создала Шива Лингам из воды, на берегу реки Кавери, под деревом Джамбу. Там находился паук, который привлекся служением Шиве и сплел из паутины навес над Лингамом, чтобы на него не палило Солнце. На этот навес падали листья и создавали тень. Но рядом оказался слон и принял паучий навес за кучу мусора, и тоже решил послужить Шиве, смахнул паутину с мусором. Паук снова и снова восстанавливал свой навес, а слон опять его ломал. Тогда паук рассердился, влез к слону в хобот и ужалил его.
Слон тут же умер, а паук не смог выбраться из хобота, и поэтому умер тоже. В следующей жизни этот паук родился сыном царя в династии Чола и принял участие в строительстве храма на этом месте.
В храме акащи - алтарь пуст, вернее, Шива лингам там присутствует в невидимой форме. В храме огня Шива Лингам всегда раскаленный, он расположен на горе, которая постоянно горит. Это что-то вроде вулкана, только как бы постоянно тлеющая земля под храмом.
100 и 8, и тысячи лингамов
Эти лингамы, созданные вертикальными и горизонтальными линиями, выгравированными на части Рудры, образуют 108 или тысячу квадратов соответственно.
Дхаралинга
Создается рисованием от 5 до 28 глубоких вертикальных канавок на участке Линги Вишну. Благодаря этим канавка вода ритуального омовения (Абхишек) стекает легко.
Различные компоненты, из которых может быть сделан Шивалингам.
Согласно различным Пуранам, Тантрам и другим религиозным текстам, Шивалингам может быть сделан из различных материалов. Эти Линги называются согласно материалу, из которого они сделаны и особенности, которые они имеют. Как и в других индуистских ритуалах, использование каждый из этих материалов – чистая философская символика. Некоторые из них упомянуты ниже:
Ашталоуха линга (Ashtalouha Linga)
Делается из восьми металлов и вылечивает один из видов проказы.
Вайдурья линга (Vaidurya Linga)
Делается из драгоценного камня, называемого вайдурья (vaidurya) – Ляпис и защищает от наветов врагов
Спхатика линга (Sphatika Linga)
Делается из кристалла и дарует выполнение всех желаний.
Трапу линга (Trapu Linga)
Делается из металла tagara и, при систематической пудже, дает защиту от врагов.
Айаса линга (Ayasa Linga)
Делается из Витроил (vitroil) или соли серной кислоты (?) и освобождает от угроз врагов
Шееша линга (Sheesha Linga)
Делается из свинца и делает преданного неуязвимым для противника.
Наванита линга (Navanita Linga)
Делается из масла и дарует известность и богатство.
Дурвакададжа линга (Durvakadaja Linga) или Гарика линга (Garika Linga)
Делается из определенной травы – "agrostis linaries" и оберегает преданного от несчастных случаев со смертельным исходом.
Карпура линга (Karpura Linga)
Делается из камфоры и дарует освобождение.
Айасканта линга (Ayaskanta Linga)
Делается из магнита и дарует сиддхи.
Аштадхаату линга(Ashtadhaatu Linga)
Делается из смеси Ashtadhaatu (восемь святых металлов, то есть, золото, серебро, медь и т.д.), и дарует сарвасиддхи (sarvasiddhi)– все сиддхи.
Моуктика линга (Mouktika Linga)
Делается из пепла соженного жемчуга и дарует различные благоприятности и благосостояние.
Питтала линга (Pittala Linga) или Камсья линга (Kamsya Linga)
Делается из сплава меди и колокольной бронзы и дарует освобождение души от тела.
Бхасма линга (Bhasma Linga)
Делается из пепла и дарует все желаемые заслуги.
Гуда линга (Guda Linga) или Сита линга (Sita Linga)
Делается из неочищенного пальмового сахара или обычного сахара и дарует счастливую жизнь.
Вамсанкура линга (Vamsankura Linga)
Делается из нежных листьев бамбука, и дарует здоровое потомство.
Пиштака линга (Pishtaka Linga)
Делается из рисовой муки и дарует преданному знания.
Дадхидугдха линга (Dadhidugdha Linga)
Делается из молока и обезвоженного творога и дарует преданному богатство и счастье.
Суварна линга (Suvarna Linga)
Делается из золота и дарует mukti – избавление души.
Раджата линга (Rajata Linga)
Делается из серебра и дарует благосостояние.
Дхаанья линга (Dhaanya Linga)
Делается из зерна и дарует небывалые урожаи.
Пхала линга (Phala Linga)
Делается из фруктов (плодов) и дарует владельцу сада хорошие урожаи.
Дхатри линга (Dhatri Linga)
Делается из горьковато-кислых плодов Phyllanthus emblica (индийский крыжовник), и дарует освобождение.
Гандха линга (Gandha Linga)
Делается из трех компонентов [в пропорции] – четыре части сандаловой пасты, три части кумкума и две части мускуса. Размер линги определяется количеством и стоимостью ингредиентов, но их соотношение остается неизменным. При почитании этой линги каждый благословляется Шивасайуджйамукти – слияние дживатмы в Параматме. Дарует освобождение из колеса сансары.
Пушпа линга (Pushpa Linga)
Делается из различных видов свежих, ароматных, разноцветных цветов. Дарует преданному царский статус и земли.
Госакру линга (Gosakru Linga)
Делается из экскрементов коричневой коровы. Благословляет богатством.
Валука линга (Valuka Linga)
Делается из чистого и мелкого песка, дарует статус видйадхара и Шива-саюджа (Shiva-sayujya) прапти (prapti) (единство с Шивой).
Паарада линга (Paarada Linga)
Делается из ртути и дарует бесценные богатства.
Йавагодхумасалидж линга (Yavagodhumasalij Linga)
Делается из комбинации зерен ячменя и почвы от коровьего пастбища, дарует santanaprapti в дополнение к богатству.
Ситакханда линга (Sitakhanda Linga)
Делается из сахарных сладостей и одаривает преданного здоровьем и освобождением от всех болезней.
Лавана линга (Lavana Linga)
Делается из соли, смешанной с порошками Hartal и Trikatukala. Дарует преданному Вашикаранашакти (Vasikaranasakti) – силой очарования.
Тилаписта линга (Tilapista Linga)
Делается с пастой семян гингили. Исполняет все желания преданного.
Парад Шивалинг (Shivling)
Это шивалинга состоит из ртути и серебра. Ртуть, естественно, в жидком виде, поэтому речь идет о сложном процессе кристаллизации. Он используется для садханы и если сосредоточиться на нем во время поклонения, то большая часть своих желаний исполнятся. Это рекомендуют наши мудрецы, чтобы прославить и поклониться Парад Шивалинг. Это лучше рекомендуется для мира, процветания и счастья. Но по благодати и милосердию Господа Шивы Шивалинга Парад послан на благо народов за мир и процветание.
Преимущества Шивалинга Парад приводится ниже:
1. Благосостояние дома или офиса, (не нехватки продовольствия, денег или одежды).
2. Если иметь в спальне, он приносит гармонию между парой.
3. Если он находится во время религиозного собрания, он приносит знания, призывая богиню Сарасвати.
4. Просвещает студентов, даруя им знания и обостряет их память.
5. Удаляет отрицательное воздействие Брахмхатья (Brahmhatya), Гау-хатья (hatya) и Бал-хатья (Bal-hatya) (грех за убийство священника, коровы или ребенка во всех предыдущих воплощениях)
6. Погрузить его в воду Ганги и брызнуть ею на лицо или разбрызгать в помещении. Пагубный эффект астрологической и черной магии зла исчезнет.
Парад очень божественный и священный металл. Поэтому он не должен быть погружен в любые жидкости, включая воду и молоко, так как это может вызвать нестабильность Парад, и тем самым нанести вред изделию.