Шат-стхала
Божественное — стхала. В действительности оно безгранично (неограниченно), но присущая, неотъемлемая энергия (или сила), пребывающая в Божестве в своей абсолютной полноте, создаёт ограничение в неограниченном. Так Высшее или Шива раздваивается на линга и анга, а божественная энергия на шакти и бхакти. Здесь нужно отметить значений бхакти. Обычно бхакти означает чувство преданности или привязанности к Богу. Но здесь бхакти означает упасана или поклонение, которое выражает собой Дух самоотдачи.
Линга — это упасйа, объект поклонения; анга — это упасака, поклоняющийся; бхакти — это упасана, поклонение. Шат-стхала — это иерархия, в которой упасана возрастает шаг за шагом, становясь всё более полным, до тех пор, пока кажущаяся двойственность между анга и линга не исчезает, и тогда достигается самарасйа или единство.
Единое стхала становится разделённым на анга и линга, каждый из которых подвергается тройной модификации. Так три формы анга это: тъяганга, бхоганга и йоганга. Они соотносятся с тремя формами линга, называемыми ишта, прана и бхава. Душа, находящаяся в бодрственном состоянии называется вишваджива, в состоянии сна она именуется тайджасаджива, а в состоянии глубокого сна — праджняджива.
Тьяганга означает трансформированную вишвадживу. Душа отбрасывает привязанность к мирским объектам и поэтому она называется тьяганга, т.к. тьяга или непривязанность становиться средством, с помощью которого человек постигает свою внутреннюю природу. Для тьягангина (линтаята, практикующего непривязанность) — Ишта линга становится объектом поклонения.
Бхоганга означает трансформированную тайджасадживу. С помощью тонкого тела тайджасаджива переживает удовольствие и боль, получаемые от чувственных объектов. Поклоняющийся, отбросивший стремление к плоским объектам и занимающийся постижением Себя, находит наслаждение только в том, что способствует духовному росту. Таким образом, его называют бхагангин, и для него прана-линга становится объектом поклонения. Йогана означает трансформированную праджнядживу. Будучи заключённой в причинное тело, место невежества и желаний (Васана), душа остаётся отделённой от Шивы. Но когда ум и чувства поклоняющегося изменяют своё обычное течение, человек постигает божественный мир и присутствие Бога во всём. Таким образом — прежнее причинное тело разрушается и формируется новое состояние сознания. Поэтому эта ступень называется йоганга, т.к. она ведет к союзу анги и линги. Для йогангина — Бхавалинга становится объектом поклонения. Таким образом — Ишталинга, Праналинга и Бхавалинга — это три аспекта Божественного.
Ишталинга — индивидуальное Божественное, распространяется в сфере событий и реальности. Она исполняет то, что содержится в истине, что вырабатывает возможности, отражаемые сознанием, и что представляется нам объективно постигнутым фактом. Она имеет за собой свободу безграничности, которую она привносит в нас как фон в определение ограниченного. Поэтому каждое действие в этом мире кажется появляющимся из некого балансирования и столкновения различных возможностей.
Праналинга — вселенское (универсальное). Божественное, которое основывается на вероятностях. Она поддерживается…
Бхавалинга — безграничное Божественное, которое видит истину в себе, также как истину в своем становлении, также в своей сущности. Она содержит в совокупности, а не отдельно всё, что появляется как (различные) идеи.
Далее, эти 3 модификации становятся 2 частями — каждая. Так Ишталинга становится акаралинга, практическим, и Гуpyлинга, воспринимаемым; Праналинга становится Шивалинга, благоприятным, и Каралинга, динамическим; и Бхавалинга становится Прасадалинга, милостивым, и Махалинга, великим. Подобным образом, когда тьяганга становится бхактой, который характеризуется состоянием веры (шраддха-бхакти) в Акаралинге, это есть бхакта-стхала; и когда это становится махешей, характеризуемое твёрдой верой (ништха-бхакти) в Гуpyлинга, это естъ махеша-стхала. Бхоганга становится прасадином, который характеризуется состоянием неделимого внимания (авадхани-бхакти) к Шивалинга, и это есть прасади-стхала; и когда это становится Праналингой, характерное состоянием переживания (анубхава-стхалы) от каралинги, это есть праналинга-стхала. Йогалинга становится сараной, которая характеризуется состоянием чистого наслаждения (ананда-бхакти), проистекающего от созерцания прасадалинги, и айкья, характеризуемое состоянием тождественности (самараса-бхакти) с Махалингой, великим, и это есть айкья-стхала. Вот, вкратце, основа шат-стхалы.