Концепция Шивалинги
Известно, что многие верят в то, что Линга - это символ Шивы. Давайте посмотрим, как появилась концепция о Боге Шиве. Присваивать силам природы женскую или мужскую форму и почитать их - достаточно распространенный обычай. Почитание Варуны (Бога вод (и небесных в том числе)), Агни (Огня) и Вайю (Воздуха) как богов мужской формы началось во времена Вед. Мы видели, что солнце почиталось как Сурьянархьяна. Образ Шивы как отдельной формы, должно быть, появился таким же образом. Когда небо и земля почитались в образе Линги, их силам присваивались женские и мужские формы, и так появилась идея Шивы-Парвати. Лазурное небо было телом Шивы, солнце - глазом на его лбу, луна светила в его волосах, вода в облаках превратилась в Гангу в его волосах. Земля, которая давала человеку все, была Парвати. Трезубец (тришул) символизировал время: прошлое, настоящее и будущее.
Таким образом, силам природы придали определенные формы, но все они подразумевали Шиву. Так земля и небо почитались как Линга и как Шива. Так как элементы природы, почитаемые как Линга и как Шива, были одни и те же, Линга стала олицетворять Шиву. То есть почитание Линги - это почитание без формы, а Шивы - почитание определенной формы. Мы всегда обнаруживаем образ быка перед Шивой (Лингой). Индия - земледельческая страна. Не нужно подчеркивать важность быка в земледельческой стране. Поэтому бык обожествлялся, и появилась традиция изображать быка как животного, которое возит Шиву.
Концепция Линги и других образов.
В начале понятие Линги ограничивалось только небом и землей. По мере того, как развивался человеческий интеллект и его способность изучать и понимать природу, с увеличением силы мысли, понятие Линги вышло за рамки представлений, ограниченных землей и небом, и вышло за пределы звездных систем, включая бесконечность. Мысль развивалась дальше во времена Вед и Упанишад и, в конце концов, во времена Агам она стала символом Абсолютного Парабрахмана, который не имеет имени и формы, невидимый и выше нашего понимания. Позже символ принял форму Стхавара линги (линги, устанавливаемому в храмах), а в вирашиваизме - Ишталинги и его стали почитать на земле. Перед тем, как подтвердить эту идею с помощью вачан и других религиозных писаний, а также рассмотреть ее научное обоснование, необходимо рассмотреть различные образы Линги.
Почитание Линг началось с почитания Стхаваралинги.
В Индии почитали и почитают 12 Линг, известных как Джойтирлинги. Полагают, что эти линги не были водворены человеком, а появились сами. Образы Линги менялись с течением времени. Вероятно, она приняла форму, в которой она сейчас почитается в храмах. Линги, установленные и почитаемые в храмах, называются Стхаваралингами.
Почему Стхаваралинги изображаются в форме ступ вместо полусфер? Многие давали этому объяснения. В одной из Вайшнава Пуране форма объяснялась как фаллическое почитание Шивы. Об этом существует длинная история в "Бхикшатане Лиле Шивы". Но в этом нет и крупицы правды. Должно быть историю выдумали Вайшнавы, которые противостояли Шайвам. Основываясь на этой истории (которая не приводится здесь из-за недостатка места), некоторые западные ученые пришли к выводу, что почитание Линги - это фаллическое почитание Шивы. Но другие отвергли эту чепуху. Они поддерживали высшую концепцию Линги, описание которой можно найти в Агаме и Вачанах Шаран. Подробнее мы рассмотрим данное описание позже.
Широко почитаемые Линги можно разделить на:
1. Стхаваралинга,
2. Самадхилинга,
3. Ишталинга
Согласно другой теории, если человек сядет со скрещенными ногами (падмасана) и определенным образом вытянет вперед обе руки, то поза напоминает Лингу. Поэтому полагают, что это изображение позы, которую освоил человек. Аналогия не совсем адекватна, если голова человека считается самым верхом Линги. Формы головы человека не напоминает ступу, а самый верх Линги похож на ступу.
Другая теория гласит, что образ Линги изменился под влиянием Буддистской религии на религию Шайвы. Таким образом, верхняя часть Линги стала напоминать Буддистскую ступу. Другие полагают, формы сакрального алтаря, сам огонь, изображены в форме Линги. Согласно другому мнению, существовал обычай строить ступы в память о великих людях, который позже стал формой изображения Линг.
В своей статье в книге "Вирашайва Таттва Пракша" Шри Хардекар Манджаппа дал философское объяснение формы, которой изображается Линга. Основание почитаемой Линги представляет собой два треугольника. Треугольники, направленные вниз означают три гуны: саттву, раджас и тамас (свет, активность и тьма, - другое толкование этих терминов - просто материальные качества сознания по мере его уплотнения и заключения в оболочки) и изображают мир. Треугольники, направленные вверх означают сат, чит и ананду (истину, сознание и блаженство) и символизируют Дживу (душу). В форме Линги они связаны с пустотой (шунья) или Шивой. В целом Линга символизирует Дживу (душу), Джагат (мир) и Парашиву. Религиозное (Шастра) и научное мышление поддерживает эту идею. Но форма пустоты (шуньи, нуля) здесь сферична. Та верхняя часть Линги, что почитается в храмах, изображается в форме ступы. Таким образом, приведенное описание также не объясняет, каким образом стала использоваться форма ступы. Но можно сказать, что данное объяснение наиболее подходящее.
Самадхи Линга (Линга могилы).
По словам ученых Линги, которые устанавливаются на могилах тех, кто носил Лингу, особенно Шивайогинов, называются Самадхилингами. Это традиция существовала с древних времен. Говорят, Линги устанавливают по той причине, что, когда Лингаванты (Вирашайвы) достигают союза с Шивой, они принимают форму Линги. Например, Сиддхарамешвара из Шолапура, Шарана Басавешвара из Гулбарга и Сиддхалингешвара из Йедиура. Согласно другим утверждениям даже Линги Вирупакшевары из Хампи и Малликарджуны из Шришайлам - Самадхилинги.
Ишталинга.
Через единение головы и рук (Хаста-Мастака Самйога) гуру (учитель) устанавливает Читкале (божественную искру) своего ученика в Линге. Он дает ее своему ученику, чтобы тот носил ее на своем теле и почитал три раза в день (трикала пуджа). Это называется Ишталингой. Мнения о том, когда появилась традиция носить Лингу, расходятся. Некоторые утверждают, что эта традиция существует с давних времен. Считается, что общая практика носить Лингу, особенно носить Ишталингу, покрытую слоем канти (черный слой в форме полуэллипса), стала широко известна во времена Басаванны.
(Женщина - Вирашайва с баналингамом на груди в шкатулке)