Шри Шива-махапурана
фрагменты из Видьешвара-самхиты и Рудра-самхиты
Глава 20-я. ( Порядок почитания земного Лингама посредством ведического ритуала.)
Сута сказал:
1. Теперь порядок почитания земного (сделанного из элементов Земли) Лингама согласно ведическим установлениям будет разъяснен. Это обеспечивает мирские радости и (конечное) спасение (освобождение) последователями (религии) Вед.
2. Преданный должен совершить предписанное омовение согласно правилам священного канона. Он должен как следует совершить молитвы Сандхьи. После совершения Брахма-яджни - одного из (обязательных для последователей религии Вед) ежедневных обрядов - он должен совершить тарпану (ритуальное возлияние воды Божествам, Риши и предкам). (прим.: Сандхья - время, когда “встречаются день и ночь“, т.е. рассвет и закат, а также полдень. в это время предписано выполнение особой индивидуальной молитвы, которая также называется Сандхья. Сандхья бывает ведической и тантрической. Ведическая (вайдика) Сандхья может совершаться только представителями трех традиционных варн (каст): брахманами, кшатриями и вайшьями. Женщины (независимо от касты) шудры и саманьи (люди вне-кастового происхождения, а также рожденные в результате смешения варн) отстранены от выполнения вайдика-сандхьи. Во время ведической Сандхьи читается знаменитая Гаятри-мантра (Савитри). Тантрическая же Сандхья может выполняться всеми людьми (независимо от пола и социально-кастового происхождения), получившими посвящение в тантрический культ. В тантрика-сандхье вместо ведической Гаятри-мантры читается Брахма-гаятри (Гаятри-мантра Брахмана) или Гаятри-мантра Ишта-дэваты (избранного Божества) самого поклоняющегося. Брахма-яджня (“Жертвоприношение Брахману “) состоит в изучении “науки о Брахмане“, т.е. Вед, что является обязательным для трех высших варн (особенно для брахманов). У тантристов обязаность “Пятую Веду“, т.е. Тантрические Писания, ложится на всех, имеющих посвящение в тантрический культ. Тарпана - обязательное в ведическом ритуале возлиянии воды богам, риши (учителям и пророкам) и питри (предкам), совершаемое во время молитвы Сандхья. В тантрическом культе тарпана также совершается (со своими особенностями), но не является строго обязательной для тех, кто ежедневно совершает возлияние воды на Шивалингам.)
3-4. Закончив (предписанные утренние) ежедневные обряды, он (т.е. поклоняющийся) должен нанести тилаку (ритуальный знак) священным пеплом (на лоб) и надеть рудракшу, все время при этом помня о Шиве. Затем с огромной преданностью следует почтить превосходный земной Лингам согласно ведическим предписаниям ради обретения полной заслуги.
5. Служение земному Лингаму следует совершать на берегу реки или водоема, или на вершине горы, или в лесу или в храме Шивы. Это должно быть чистое место.
6. О, брахманы, он должен принести глину из чистого места и тщательно изваять Лингам.
7. Брахманы пусть используют белую глину, кшатрии - красную, вайшьи - желтую, а шудры - черную. Любого цвета глину можно использовать, если нет другой.
8. Взяв глину, следует поместить ее в благоприятном месте для изготовления Лингама.
9. Омыв глину водой и тщательно размешав ее, он должен неспеша изваять хороший земной Лингам согласно указаниям Вед.
10. Затем он должен почтить его (т.е. Лигам) с преданностью ради наслаждения (всеми) мирскими радостями здесь и спасения (освобождения) впоследствии.
11. Предметы, предназначенные для служения, следует окропить водой, произнося (при этом) мантру "НАМАХ ШИВАЙЯ"(ВС 16.1).
12. Вода освящается мантрой "АПОСМАН..." (ВС 4.2). Ритуал пхатика-бандха должегн совершаться с мантрой "НАМАСТЕ РУДРА" (ВС 16.1).
13. Чистота места служения усиливается (произнесением) мантры "Шамбхавая... "(ВС 16.41). окропление панчамриты (смеси молока, простокваши или творога, гхи (топленого масла), меда, сахара) следует совершать со словом "намах".
14. Надлежащее установление Лингама Шивы следует совершать с преданностью, произнося мантру "НАМАХ НИЛАГРИВАЯ" (ВС 16.28).
15. Поклоняющийся, следующий пути Вед, с преданностью должен предложить место (асану) с мантрой "ЭТАТТЕ РУДРАЙЯ" (ВС 3.61).
16. Призыв (авахана) следует совершить с мантрой "МА НО МАХАНТАМ" (ВС 16.15). Помещение (упавешана) следует совершить с мантрой "ЙА ТЕ РУДРЕНА" (ВС 16.2).
17. С мантрой "ЙАМИШУМ..."(ВС 16.3) следует выполнить ньясу (ритуальное касание некоторых частей тела). Предложение благовония (гандхи) следует с любовью предложить с мантрой "АДХЬЯВОЧАТ"(ВС 16.5).
18. Ньяса Божества совершается с мантрой "АСАУ ДЖИВАХ..." (ВС ?). Обряд приближения к Божеству (упасарпана) должен совершаться с мантрой "АСАУ ЙОВАСАРПАТИ..." (ВС 16.17).
19. Вода для омовения стоп (падья) предлагается с мантрой "НАМОСТУ НИЛАГРИВАЙЯ" (ВС 16.8). "Вода выражения почтения" (аргхья) должна быть предложена с Рудра-гаятри-мантрой (КС 17.11), а вода для прихлебывания (ачамана) - с Трьямбака-мантрой (ВС 3.60).
20. Ритуальное омовение молоком следует совершить с мантрой "ПАЯХ ПРИТХИВЬЯМ"(ВС 18.36). Ритуальное омовение простоквашей (творогом) следует совершить с мантрой "ДАДХИ КРАВНАХ" (ВС 23.32).
21-22. Церемониальное (ритуальное) омовение с гхи должно совершаться с мантрой "ГХРИТАМ ГХРИТАЯВА..." (АВ 13.1.24). Церемониальное омовение медом и сахаром (сахарным сиропом) должно совершаться с тремя гимнами "МАДХУВАТА" (ВС 13.27), "МАДХУ НАКТАМ" (ВС 13.28) и "МАДХУМАННАХ" (ВС 13.29). Так омовение панчамритой разъяснено. Или же омовение панчамритой можно совершить с мантрой для предложения падьи "НАМОСТУ НИЛАГРИВАЙЯ" (ВС 16.8).
23. Облачение в ткань (кати-бандхана) должна совершаться преданно с мантрой "МА НАСТОКЕ" (ВС 16.16). Кусок ткани в качестве покрова нижней части тела должен быть предложен с мантрой "НАМО ДХРИШНАВЕ..." (ВС 16.36).
24. Благочестивый последователь ведических установлений должен предложить одежду (вастра-самарпана) Шиве надлежащим образом с четырьмя гимнами, начинающимися с "ЙА ТЕ ХЕТИ..." (ВС 16. 11-14).
25. Разумный преданный должен предложить духи (гандха) преданно с мантрой "НАМАХ ШВАБХЬЯХ..." (ВС 16.28). Он должен предложить цельные зерна (акшата) с мантрой "НАМАСТАКШАБХЬЯХ..." (ВС 16.27).
26. Предложение цветов должно быть совершенно с мантрой "НАМАХ ПАРЬЯЙЯ..." (ВС 16.42). Листья бильвы должны быть предложенны с мантрой "НАМАХ ПАРНАЙЯ..." (ВС 16.46).
27. Благовония (дхупа) должны быть предложены с мантрой "НАМАХ КАПАРДИНЕ ЧА..." (ВС 16.29), согласно правил. Светильник предлагается с мантрой "НАМАХ АШАВЕ..." (ВС 16.31).
28. Превосходная (великолепная) найведья (жертвенное угощение) должна предлагаться с мантрой "НАМО ДЖЬЕШТХАЯ..." (ВС 16.32). Повторную ачаману следует предложить с мантрой "ТРЬЯМБАКАМ..." (ВС 3.60).
29. (Цельный) плод должен быть предложен с мантрой "ИМА РУДРАЙЯ..." (ВС 16.48). Вообще, что-либо может быть посвящено Шиве мантрой "НАМО ВРАДЖЬЯЙЯ..." (ВС 16.44).
30. Одиннадцать рисовых зерен предлагаются одиннадцати Рудрам с двумя мантрами "МА НО МАХАНТАМ.." (ВС 16.15) и "МА НАСТОКЕ..." (ВС 16.16). (прим.: В различных Писаниях (Пуранах и т.д.) упоминаются различные имена 11-и Рудр. Согласно МП (?) их имена: Аджайкапад, Ахирбудхнья, Хара, Вирупакша, Райвата, Бахурупа, Трьямбака, Савита, Джаянта, Пинаки и Апараджита. В ВП (?) первые три - те же самые, а остальные - Ниррита, Ишвара, Бхувана, Ангарака, Ардхакету, Мритью, Сарпа, Капалин.)
31. Сведущий преданный должен предложить жертвенный выкуп (дакшина) с тремя мантрами, начинающимися с "ХИРАНЬЯГАРБХА..." (ВС 13.4) и должен совершить абхишеку (ритуальное омовение Образа) с мантрой "ДЕВАСЬЯ ТВА..." (ВС 11.28).
32. Нираджана (ритуал "махания светильником") Шиве должна быть выполнена с мантрой, той же, что и для (предложения) светильника (т.е. "НАМАХ АШАВЕ..." - ВС 16.31). Пушпаньджали (предложение пригоршни цветов в качестве искупительного подношения) предлагается с преданностью с мантрой "ИМА РУДРАЙЯ..." (ВС 16.48-50).
33. Разумный преданный должен затем совершить прадакшину (ритуальный обход святыни) с мантрой "МА НО МАХАНТАМ" (ВС 16.15) и должен выполнить распростирание "аштанга" (касаясь земли всеми восемью частями тела) с мантрой "МА НАСТОКЕ..."
(ВС 16.16).
34. Он должен показать Шива-мудру с мантрой "ЭША ТЕ" (ВС 9.35), абхайя-мудру ("жест бесстрашия") - с мантрой "ЯТО ЯТАХ..." (ВС 36.22), и джняна-мудру ("жест знания") - с мантрой Трьямбаки (ВС 3.60).
35. Махамудра должна быть показана с мантрой "НАМАХ СЕНА-..." (ВС 16.26). Затем пусть покажет дхену-мудру («жест коровы») с мантрой "НАМО ГОБХЬЯХ..." (?)/
36. Показав все эти пять мудр, он должен выполнить джапу (повторения) Шива-мантры. Преданный, хорошо знающий Веды, пусть прочтет "Шатарудрийю".
37. Затем паньчанга-патха (?) должна быть выполнена знатоком Вед. Затем следует совершить висарджану (ритуальное расставание с Божественным Присутствием в почитаемой святыне) с мантрой "ДЕВА ГАТУ..." (ТБ 3.7.4.1).
38. Итак, детально разъяснен ведический ритуал почитания Шивы. Теперь же слушайте о превосходном ведическом ритуале вкратце.
39. Глину следует принести с мантрой "САДЬО ДЖАТАМ" (ВС 29.36). Окропление водой должно совершаться с мантрой "ВАМАДЕВАЙЯ" (ТА 10.44.1).
40. Лингам должен быть изготовлен с Агхора-мантрой (ВС 16.2). Авахана (ритуальный призыв Божественного Присутствия) должна совершаться с мантрой "ТАТ-ПУРУШАЙЯ..." (КС 17.11).
41. Лингам Хары должен устанавливаться на пьедестале (питхе) с мантрой Ишаны (ВС 27.35). Разумный преданный должен провести (совершить) все остальные обряды в сокращенном варианте.
42. С пятислоговой мантрой или любой другой мантрой Шивы, полученной от Гуру, разумный преданный должен совершить, как предписано, поднесение шестнадцати предложений (упачар) (со следующей молитвой:)
43. ...
44. Интеллигентный (разумный) преданный должен почитать Шиву при поклонении с этой мантрой или ведической мантрой с великой преданностью и оставив все сомнения. Шива, удовлетворенный таким образом, обеспечивает благо.
45. В том, что утверждалось и разъяснялось выше, ничто не противоречит ведическому способу служения. Теперь же, о, брахманы, будет разъяснена обычная процедура поклонения Шиве.
46. Этот способ почитания земного Лингама Шивы состоит в использовании имен Шивы. О, превосходные мудрецы (риши), он (т.е. этот способ) обеспечивает обретение всего желаемого. Слушайте же!
47-48. Восемь имен Шивы - Хара, Махешвара, Шамбху, Шулапани, Пинакадхрик, Шива, Пашупати и Махадева с почтением должны использоваться при ритуалах принесения глины, при изваянии (Образа Лингама), при установлении (Лингама), при призыве (Божественного Присутствия), при церемониальном омовении, при Богопочитании, при извинительной молитве и при висарджане (ритуальном расставании с Божеством.)
49. Каждое из этих имен должно предваряться Омкарой. Имя должно использоваться в дательном падеже и слово "намах" должно добавляться к нему. Обряды должны совершаться с почтением, радостью и великой преданностью.
50. ритуал ньясы подобающе должен быть выполнен, а также ритуал ньясы для обеих рук должен быть совершен. Преданный должен медитировать с шестислоговой мантрой "ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ".
51. Преданный должен медитировать на Шиву, восседающего на вершине Кайласы, почитаемого Санандой и другими (ментально-рожденными сыновьями Брахмы). Шива - как полыхающий лесной пожар, в котором сгорают в качестве дров беды Его преданных. Он - несравним ни с кем. Он - вместе со своей Супругой Умой - Украшение Вселенной.
52. Он (преданный) должен медитировать всегда на Шиву подобным способом: - Он (Шива) подобен серебряной горе. Он носит прекрасную луну в качестве украшения на своем лбу. Члены Его тела сияют, украшенные драгоценностями. Он держит трезубец, лань, демонстрирует мудры (жесты) благословения и бесстрашия. Он полон радости (наслаждения). Он восседает в позе лотоса. Его восхваляют собравшиеся подле Него дэвы (боги). Он облачен в тигровую шкуру. Он - изначальная Сущность, семя Вселенной. Он рассеивает все страхи. Он - Трехокий и Пятиликий.
53. После медитации и поклонения превосходному земному Лингаму он должен как следует выполнить джапу пятислоговой мантры, полученной от Гуру.
54. О лучшие среди брахманов, разумный преданный должен восславить Владыку дэвов всевозможными гимнами и прочесть "Шатарудрию".
55. Он должен взять цельные рисовые зерна и цветы в сложенных вместе ладонях и так молить Господа Шиву:
56-60. "О, Шива, милостивый, я - твой! Твои атрибуты - в моем дыхании. Мой ум всегда сосредоточен на Тебе. Зная это, о, Повелитель духов, будь доволен мной. Чтобы я не совершил - осознанно или неосознанно - в ходе джапы или поклонения, да будет все это результативным по милости Твоей! Я великлй грешник, Ты же - величайший Освятитель. О Супруг Гаури, зная это, твори все, что желаешь! О Великий Господь, Твои деяния непостижимы даже через Веды, Пураны, различные систамы философии и учения мудрейших. О Садашива, как же я могу постичь Тебя? И тем не менее, я принадлежу Тебе, О Шива, всеми моими помыслами. Да буду я спасен Тобой! Будь доволен мной, о Шива!"
61. Повторив эту молитву, преданный должен возложить цветы и рисовые зерна на Лингам Шивы. О риши, затем он должен простереться перед Шивой с чувством преданности.
62. Разумный преданный затем должен совершить прадакшину (ритуальный обход) согласно предписанному способу. Пусть с великой верой молится Владыке богов.
63. Затем пусть издаст устрашающий звук ("ХУМ") и смиренно склонит свою голову. Затем пусть выполнит ритуал висарджаны.
64.О лучшие среди риши,так я разъяснил вам порядок почитания Лингама Шивы, который обеспечивает все мирские наслаждения, освобождение и увеличивает преданность Шиве.
65-66. Кто бы ни читал или слушал эту главу с чистым умом, тот очистится от всех грехов и обретет все, что желает. Это превосходное повествование дарует долголетие, здоровье, славу, небеса (рай) и счастье, а также сыновей и внуков.
Так в священной "Шива махапуране", в книге "Видьешвара Самхита" ("Раздел Владыки Знания") заканчивается 20-я глава, посвященная описанию почитания земного Лингама Шивы с ведическими мантрами.
Глава 21-я. (Число Лингамов Шивы, используемых в поклонении
ради исполнения различных желаний.)
Риши сказали:
1-2. О Сута, благословенный Сута, почтение тебе, ученик Вьясы. Ты хорошо объяснил, как нужно почитать земные Лингамы Шивы. Теперь поведый нам любезно о числе (колличестве) Лингамов соответственно желаниям (поклоняющегося). Ты всегда милостив и благосклонен к обиженным и несчастным.
Сута сказал:
3. О риши, слушайте порядок почитания земных Лингамов, следуя которому человек достигает полного удовлетворения.
4. Если кто-либо почитает другое Божество, не изготовив земной Лингам, его служение будет бесплодным. Его тапасья (аскеза, воздержание) и раздача даров будут тщетны.
5. Число земных Лингамов соответственно различным желаниям поклоняющегося и согласно его воле, о, лучшие среди мудрецов, уверенно обеспечивают заслугу (плод).
6. (При этом) ритуальный призыв Божественного Присутствия в Образ, его установление и почитание - все отличаются. Только лишь внешний вид Образа одинаков. Все остальное различается.
7. Человек, жаждущий учености, должен изготовить тысячу земных Лингамов и совершить служение. Уверенно, он обретет желаемое благо.
8. Человек, желающий богатства, должен сделать пятьсот земных Лингамов; желающий (рождения) сына - 1500; желающий (не нуждаться) в одежде - 500.
9. Человек, жаждущий спасения (Освобождения) - крор (10 млн.); желающий земли - 1000; молящий о сострадании - 3000; желающий (основать?, посетить?) святой центр (место) - 2000.
10. Человек, желающий друзей - 3000; желающий силы контролировать (что-либо) - 800; жаждущий вызвать чью-либо смерть - 700; желающий очаровать кого-либо - 300.
11. Человек, желающий рассеять ("разнести") своих врагов - тысячу; желающий разжечь ненависть -500.
12. Человек, желающий избавить себя от оков (уз, пут, рабства) - 1500. Если есть страх перед великим (могущественным) царем (правителем) - 500.
13. Если есть (возникла) опасность со стороны воров, грабителей и т.п. - 200; в случае злого (недоброго, дурного) влияния (воздействия) со стороны дакини и других злых духов - 500. (Дакини - женщина-черт, демоница; спутницы Богини Кали и Ее помощницы, называемые также "аспара" ("пьющие кровь"). Питаются плотью и кровью покойников. Обитают на кладбищах и т.п. местах. Могут помогать в садхане тантрическим йогам и поклонникам Кали, но весьма опасны для обычных людей и , вообще, всех, кто враждебен тантрической Дхарме.)
14. В нищете - 5000. Если же десять тысяч так сделаны, то все желания (сделавшего их) будут исполнены. О великие риши, теперь я опишу ежедневный процесс почитания. Слушайте внимательно.
15. Одно такое (служение?), говорится, устраняет грехи. Два - обеспечивают богатство. Три - считаются причиной исполнения всех желаний.
16. Помимо (сверх) этого, больше и больше благ придут (появятся), если условленное (необходимое) число (количество) получено (от кого-либо?). Теперь же я привожу мнение другого авторитетного мудреца.
17. Разумный человек модет сохранять бесстрашие с уверенностью, изготовив десять тысяч таких Образов. Это устраняет страх перед великими царями.
18. Чувствительный человек с помощью таких 10 тысяч Лингамов освободится от неволи (заточения, тюрьмы). Когда имеется страх перед дакини и другими злыми духами, то пусть 7000 таких (Лингамов) изготовит.
19. Человек, не имеющий сыновей, должен изготовить 55 тысяч таких (Лингамов). Он будет иметь дочерей, если сделает 10 тысяч.
20. Преданный обретет процветание и великолепие Вишну и других (богов) если изготовит 10 тысяч Лингамов. Он обретет бесподобное (не знающее себе равных) величие (славу) и богатство, изготовив миллион Образов (Лингамов).
21. Уверенно (несомненно), если человек изготовит крор (10 млн.) - он станет самим Шивой.
22. Служение земному Лингаму способствует обретению заслуги крора жертвоприношений. Это дарует все мирские радости и Освобождение всем, кто жаждет (желает) их.
23. Тот, кто напрасно тратит (проводит) свое время, не служа (не почитая) такие Образы, очень многое теряет. Он ничем не лучше злонравного дикаря.
24. Служение таким Образам перевешивает все благотворительные дары, священные обряды, святые центры (места), аскезы и жертвоприношения.
25. В век Кали почитание Лингама - наипревосходнейшее среди всех (прочих форм поклонения), что мы видим в мире, и ни что-либо иное. Таково общее заключение всех священых текстов и религиозных авторитетов.
26. Лингам несет бхукти и мукти. Он устраняет на прочь различные типы неудач. Служа ему, человек достигает единства с Шивой.
27. Поскольку Лингам почитается даже мудрецами (и богами), он должен почитаться каждым подобающим (соответствующим) образом.
28. В зависимости от размеров Образы бывают трех видов: Уттама (наилучший), Мадхьяма (средний) и Нича (меньший, низший). О лучшие среди риши, я разъясню вам все о них. Слушайте.
29. Лингам в четыре ангула (ширина пальца) высотой с превосходным (сияющим) пьедесталом (питхой) считается наилучшим мудрецами, хорошо знающими Дхарму.
30. В половину этого – средний,. меньший еще вдвое - низший (простейший). Так я упомянул о трех разновидностях (по высоте) Лингамов.
31. Тот, кто почитает много таких Образов ежедневно с великой преданностью и верой достигает исполнения любого желания, имеющегося в его сердце.
32. В четырех Ведах ни что иное не упоминается настолько святым, как почитание Лингама. Таково заключение всех священных установлений.
33. Все же прочие обряды вообще могут быть оставленны (если почитается Шивалингам). Действительно знающий человек должен служить лишь Лингаму с огромной преданностю.
34. Если почитается Лингам, то и вся Вселенная, состоящая из подвижного и неподвижного, тоже почитается. Нет других (более легких) способов спасения людей, вверженных в пучину океана мирского существования.
35. Люди в мире ослеплены неведением. Их умы поражены мирскими желаниями. Кроме почитания Лингама нет иного способа (переплыть (сансару)).
36-38. Хари (Вишну), Брахма и другие дэвы, риши, якши, ракшасы, гандхарвы, чарраны, сиддхи, дайтьи, данавы, Шеша и другие наги, Гаруда и прочие птицы, все Ману, Праджапати (Создатель, Праотец), киннары, люди и другие существа, если почитают Лингам, с великой преданностью, то обретают все блага и исполнение всех желаний, какие только коренятся в их сердцах.
39. Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, неприкасаемые и остальные должны почитать Образ Лингама с великой преданностью и с соответствующими мантрами.
40. О, мудрецы-брахманы, зачем мне говорить что-то еще? Даже женщины и остальные вполне авторитетны в служении Лингаму.
41. Дваждырожденный (арья) должен тщательно почитать Лингам в соответствии с ведийскими обрядами, но никак не прочие люди, неавторитетные (в выполнении этого).
42. Сам Господь Шива радуется, когда дваждырожденный совершает служение Ему ведийскими обрядами, а не когда служат остальные другими способами.
43. Но те двиджа (дваждырожденные), что прокляты Дадхичи, Гаутамой и другими (риши) и остальные не следуют ведийским обрядам (правилам) с полезной мерой.
44. Человек, отвергающий ведийские обряды и следующий тем, что основываются на Смрити (Предании) или другим обрядам, не обретает полного (подразумеваемого) плода.
45. Истинный преданный, после совершения служения предписанным способом, должен почтить восемь космических тел (Шивы), состоящих из трех миров.
46. Земля, воды, огонь, ветер, эфир, солнце, луна и жертвователь - таковы восемь космических тел (Шивы).
47. Шарва, Бхава, Рудра, Угра, Бхима, Ишвара, Махадэва и Пашупати - все это манифестации Шивы, которые должны почитаться в этих восьми телах соответственно.
48. Затем он (преданный) должен почтить свиту Шивы с великой преданностью сандаловой пастой, цельными зернами риса и священными листьями в частях света начиная с северо-востока.
49. Вот они: Ишана, Нанди, Чанда, Махакала, Бхрингин, Вриша, Сканда, Капардиша, Сома и Шукра.
50. Вирабхадра спереди и Киртимукха сзади. Затем пусть почтит одиннадцать Рудр.
51-52. Потом пусть повторит пятислоговую мантру, гимн "Шатарудрийя", другие гимны Шиве и читает Паньчанга и совершит парикраму (ритуальный обход по часовой стрелке). После намаскары (поклонения ниц) он должен проститься с Лингамом. Так я описал поклонение Шиве с должной преданностью.
53-54. Божественные обряды всегда следует совершать, обратившись лицом к северу ночью. Вообще,почитание Шивы всегда должно совершаться с лицом, обращенным на север, а не на восток. (Но) Шакти-самхита не должна читаться с лицом обращенным к северу или западу, поскольку, это обратная (сторона).
55-56. Шиву не следует совершать без трипундры, рудракши и листьев бильвы. О лучшие среди риши! Когда служение завершено,то если не окажется (рядом) пепла,то трипундру можно нанести белой глиной.
Так в священной "Шива махапуране", в книге "Видьешвара Самхита" ("Раздел Владыки Знания") заканчивается 21-я глава, посвященная описанию количества Лингамов Шивы, используемых в служении ради исполнения различных желаний.
Глава 22. (Заключение о принятии (употреблении)
Найведьи Шивы другими и о величии (славе) Бильвы)
Риши сказали:
1. "О добрый мудрец, мы слышали ранее, что найведья (подношение пищи) поднесенная Шиве, не должна приниматься другими (посторонними). Пожалуйста, расскажи нам об окончательном мнении по этому поводу и о величии Бильвы."
Сута сказал:
2. "О риши, слушайте вы все весьма внимательно, что скажу. С удовольствием я объясню все. Все вы, принявшие на себя соблюдение священных обрядов Шивы, действительно благословенны.
3. Преданный Шивы - чистый (и душой и телом) - преданно проводящий (совершающий) благие обряды и с концентрированным (устойчивым) решением (решимостью) должен принимать найведью Шивы. Он должен оставить все мысли, которые не соответствуют (не достойны) тому, чтобы занимать (ум понапрасну).
4. Даже при виде найведьи Шивы, все грехи рассеиваются (исчезают). Когда же она принимается, кроры (благих) заслуг стекаются в нее в мгновение.
5. Тысяча жертвоприношений оказываются без пользы (необходимости), сотни миллионов жертвоприношений становятся ненужными, когда найведья Шивы съедается, человек достигает единения с Шивой.
6. Если в семействе (употребление) найведьи Шивы становится популярным (принятым) среди его членов, тот дом освящается и делает других также освященными.
7. Когда Найведья Шивы предлагается, она должна приниматься с радостью и смирением. Ее следует вкушать с энтузиазмом (энергично), с мыслью (помня) о Шиве.
8. Если кто-то, предложив найведью Шиве, медлит с ее немедленным принятием (вкушением), думая, что это можно сделать и потом, тот совершает грех (увеличивает свои грехи).
9. Если кто-либо (не испытывает) не склонен принимать найведью Шивы, он становится грешником из грешников и уверенно падет в ад.
10. После посвящения в культ Шивы, преданный должен вкушать найведью, поднесеную Лингаму, будь он (Лингам) представляем в сердце или же сделан из камня, серебра, золота и так далее.
11. Найведья (освященая поднесением) Лингаму называется великим благом и весьма благоприятна. Преданный после посвящения в культ Шивы должен вкушать ее.
12. Пожалуйста, выслушайте заключение о принятии найведьи Шивы теми, кто, получив посвящение в другие культы, сохранил свою преданность Шиве.
13-15. С уважением (почтением относясь) к следующим образам Лингама - камню Шалаграма, Расалинге, Лингамам, сделанным из камня, серебра, золота, кристаллов и драгоценных камней, Лингамам, установленным дэвами и сиддхами, кашмирским Лингамам и Джьотирлингамам. (прим.:12 Джьотирлингамов: 1) Соманатха в Соманатха Паттан, Гуджарат, 2) Маликаарджуна или Шришайла на горе реки Кришна, 3) Махакалешвара или Махакала в Уджджаине, 4) Омкара Мандхата на Нармаде, 5)Амарешваре в Уджджаине (Трйамбакешвара, рядом с Наcик, Махараштра), 6)Вайдьянатха 7)Наганатха в Деогарх, Бенгалия, 8)Рамешвара на острове Рамешвара, 9)Бхимашанкара в дистрикте Раджамандри, 10) Вишвешвара в Бенаресе, 11) Гаутамеша или Вамешвара - не локализован конкретно (Гхриштишварарядом с пещерами Эллоры, район Аурангабад, Махараштра), 12) Кедарнатха в Гималаях.) Принятие найведьи Шивы (становится) вровень с обрядом Чандраяна (форма тапасьи: связана с фазами луны. Ежедневно принимаемое количество пищи состоит при этом из 15-и ”ротовых кусков”, при полной луне снижается на один “ротовой кусок” ежедневно в течение всей темной половины месяца вплоть до исчезновения луны, а затем подобным же образом увеличивается во время светлой половины месяца.)
Даже убийца брахмана, если принимает пищу, предложенную Богу, немедленно избавляется от всех своих грехов.
16-17. Что касается Баналинги, металлического Лингама, Сиддхалинги и Сваямбху Лингама, а также (всех) прочих образов, то Чанда (“Буйный”), один из ганов Шивы, не правомочен. Где Чанда не правомочен (в совершении этого), там найведью могут вкушать люди с преданностью. Но никакой человек не должен вкушать найведью там, где Чанда правомочен (делать это).
18. Совершив ритуальное возлияние (воды на Лингам) как подобает, если кто-либо отпивает три глотка, все три типа грехов, совершенных им, быстро разрушаются (устраняются).
19-20. Если вовсе не окажется вдруг ничего из Шива-найведьи, чтобы причаститься, то все, что было возложено (в качестве подношения) на Лингам, может быть принято. О великие риши, все, что не было в контакте с Лингой - даже если это чистое - не должно приниматься, когда же это было в контакте с Шалаграма Шила - оно чисто и может приниматься - будь это найведья, листок, цветок, плод или вода.
21. О, великие риши, так я рассказал вам заключение о найведье. Теперь - слушайте меня внимательно - я объясню величие Бильвы.
22. Бильва - символ Шивы. Ее чтут даже боги. Трудно постичь ее величие. Это можно понять лишь в некоторой степени.
23. Какой бы священный центр не существовал в мире, он находится под корнями Бильвы.
24. Почитающий Махадэву в образе Лингама у корней Бильвы, становится очищенной душой. Несомненно, он достигнет Шивы.
25. Возливающий на свою голову воду возле корней Бильвы должен считаться совершающим омовение во всех святых водах Земли. Воистину - он святой.
26. Видя возле корней бильвы канавку, полную водой, Шива становится весьма довольным.
27. Человек, почитающий корень (ствол) бильвы благовониями и цветами, достигает мира Шивы. Его счастье увеличивается, а семья процветает.
28. Тот, кто расставляет в ряд заженные светильники возле корней (ствола) бильвы, с почтением, становится обладателем знания истины и погружается в Шиву.
29. Почитающий дерево бильвы, изобилующее многочисленными свежими побегами, становится свободным от грехов.
30. Если человек одаривает преданного Шивы возле ствола бильвы, он обретает плод (благой заслуги) в 10 миллионов раз превосходящий дар, пожертвованный обычным образом.
31. Кто кормит преданного Шивы рисом, сваренным в молоке, возле ствола бильвы, никогда не будет бедным.
32. О брахманы, так я разъяснил вам порядок почитания Лингама Шивы, включая все его разновидности и под-разновидности. Он - двух типов, одни для тех, кто вовлечены в мирскую суету (заботы) и другой - для тех, кто в действительности отреклись от нее.
33. Почитание Йони исполняет все заветные желания тех, кто привержены мирским заботам. Они должны совершать служение полное в сосуде.
34. После Освящения (Образа) он должен предложить в качестве найведьи вареный рис сорта Шали. По завершении служения Лингам следует хранить завернутым в (ткань) в чистом ковчеге (ящик) отдельно в доме.
35. Тот, кто отрекся от мира (Нивритта) должен совершать Карапуджу (служение на ладони руки). Он должен предлагать пищу Божеству, отождествляемому с собой самим. Тонкий (?) Лингам особо рекомендован таким отреченным.
36. Он должен предлагать святой пепел как для служения и также как подношение пищи. По окончании служения он всегда должен удерживать Лингам на своей голове."
Так в священной "Шива махапуране", в разделе "Видьешвара Самхита" ("Раздел Владыки Знания") заканчивается 22-я глава, посвященная описанию найведьи Шивы и величия Бильвы.
Главы из
Шри Шива-махапураны